Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Суббота, 24.06.2017, 23:50

МБДОУ "Детский сад №10" муниципального образования - городской округ город Касимов

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Каталог организаций

Включить версию для слабовидящих

Главная » Советуют специалисты » »
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советуют специалисты

Советы  родителям по развитию речи ребенка

♦ Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

♦ Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

♦ Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

♦ Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

♦ Уважайте попытки ребенка говорить. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

♦ Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

♦ Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить неправильно, то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

♦ Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

♦ Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

♦ Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

 ♦ Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

♦ Способствует развитию речи и эмоциональное перессказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

♦ Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

♦ Рисуйте на вертикальной поверхности двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

♦ Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

♦ Проводите занятия в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

♦ Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

♦ Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

♦ Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Желаю удачи!

                                                                                                  Учитель-дефектолог   Т. В. Рокунова                    

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Логопед-дефектолог МБОУ ДО «Доверие»

Т. В. Рокунова

 

Статистика показывает, что в современных условиях мегаполиса детей с различными проблемами  и отклонениями в психическом развитии с каждым годом становится все больше.

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородна по своему составу: это дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистическогог спектра, со сложными дефектами и другие.  Независимо от  вида нарушения, у всех детей имеются нарушения в коммуникативной, эмоционально-волевой, поведенческой, интеллектуальной сферах. Все эти дети испытывают существенные трудности при адаптации и социализации и нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.

Парадоксальным является то, что родители усугубляют положение ребенка, изолируя его от общества. В силу особенностей развития многие из них не посещают детские сады. Кроме того, круг общения их узок и ограничен близкими людьми. В семье, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, создается «закрытая система», где в изоляции находятся не только дети, но и сами родители, которые замыкаются на своей проблеме. Таким образом, в психолого - педагогической помощи нуждаются не только дети, но и их родители.

Что такое социализация? Это длительный и очень сложный процесс, который предполагает усвоение форм и методов социальной жизни, адаптацию к социуму, выработку собственного социального опыта. Для этого необходимо развивать такие компоненты, как:

- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.

- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.

-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.

- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.

Поэтому, семье, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, необходима помощь квалифицированных специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Только своевременное и целенаправленное развитие социального поведения у детей с отклонениями в развитии, способствует предотвращению появления эмоционально–личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка.

Коррекционно-развивающее обучение организует процесс социализации детей с ОВЗ и их родителей, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. На индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ребенок овладевает определенными знаниями об окружающем и приобретает первый опыт общения с педагогом.

Большое значение имеет работа по включению  родителей в совместную деятельность. Опыт показывает, что проведение совместных коррекционно-развивающих занятий с родителями, их активное участие и взаимодействие в психокоррекционном процессе является необходимым критерием для успешной адаптации и социализации ребенка.

По мнению всех педагогов, психологов, социологов важнейшим институтом социализации является семья. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. В семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Социальное развитие ребенка осуществляется в деятельности. Особое место здесь занимает игра, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя. Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка. Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез. То. Что ребенок наблюдает и узнает в совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это прочно и разносторонне усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные отношения. Таким образом, игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При непосредственном руководстве родителей в играх формируются навыки социальной жизни.

И семья, и образовательное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.   Социализация ребенка в общество, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин педагогический.

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так:  «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", «дети с особыми образовательными потребностями». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, у которых имеются нарушения психофизического развития и которые нуждается в специальных условиях обучения и воспитания: специальных образовательных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования;  услугах ассистента; проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основная классификация делит детей с отклонениями в развитии на следующие группы:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Характеристика детей с ОВЗ и их развитие зависит от ряда показателей:

  1. Вида (типа) нарушения. Определяющим в развитии ребенка является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
  2. Степени и качества первичного дефекта. Нарушение, возникшее в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения, которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Вторичные отклонения носят системный характер, и изменяют всю структуру психического развития ребенка.
  3. Срока (времени) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
  4. Условий окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Итак, все эти факторы определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой - относительно не ограничен в своих возможностях. 

Необходимо  помнить, что статус «ребенок с ОВЗ» может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?      Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:

1.     право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2.     право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3.     право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;

4.     право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;

5.    право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

Уважаемые родители, ответственно отнеситесь к вопросам образования Вашего ребенка. При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» своевременно пройдите комплексное психолого-медико-педагогического обследование в условиях ПМПК.

 

Логопед-дефектолог МБОУ ДО «Доверие»

Т. В. Рокунова