Понедельник, 20.08.2018, 06:21

МБДОУ "Детский сад №10" муниципального образования - городской округ город Касимов

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
               
Меню сайта
Категории раздела
Полезные сайты
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для воспитателей «Проблема одаренности в современной педагогике»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем. Одаренные дети особо нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Они наиболее чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления. По данным статистики примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям, но и они лишены поддержки. В результате лишь 5% детей проявляют себя, как одарённые.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. На занятиях эти дети легко и быстро всё схватывают, решают сложные задачи, любознательны, неординарно мыслят и т.д.

Существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная, иначе спортивная.

Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют "светлыми головами" и "надеждой образовательного учреждения". Незаурядные способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту.

Академическая одаренность. Дети этого вида одаренности, прежде всего, блестяще учатся, по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников.

Художественная одаренность. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.

Организаторская, или лидерская, одаренность. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора.

Психомоторная, или спортивная, одаренность. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Преимущество наблюдения и в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод (опросники, беседы, интервью, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д.)

Важным условием развития одаренности и способностей у детей является профессионализм педагога. Роль педагога в обучении, воспитании, развитии очень велика. Чтобы воспитывать, обучать и развивать ребенка, педагог должен сам учиться и развиваться всю жизнь. Об этом писали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Основными задачами по работе с одарёнными детьми в детском саду являются:

  • Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
  • Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог – ребенок - родитель.
  • Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

 Особое значение в развитии одаренности имеет среда, в которой прибывает ребенок. Следует подчеркнуть, что в Федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется именно среде. Среда многофункциональна: она позволяет ребенку приобретать жизненный опыт, видеть взаимосвязь разных предметов в эстетической развивающей среде (мебель, игрушки, произведения искусства и т.д.), направлена на интеллектуальное, эстетическое (формирование эстетического вкуса, эстетического восприятия) развитие детей, способствует развитию творчества (организация среды для разнообразных творческих деятельностей), удовлетворяет потребности ребенка в красоте, общении, удобстве, деятельности, позволяет устанавливать содержательные контакты с людьми.  

Нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность – все лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Формы работы, стимулирующие проявление детской одаренности

  • Конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;
  • Выставки самостоятельных творческих работ детей;
  • Спортивные соревнования по разным видам спорта;
  • Поэтические и литературные гостиные,
  • Викторины;
  • Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)
  • Турниры по шахматам и спортивным играм
  • Музыкальное шоу «Стань звездой», концерты

 

Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.
И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
  • Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе; предоставляет детям обратную связь; использует различные стратегии обучения; способствует формированию положительной самооценки ребенка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; проявляет уважение к индивидуальности ребенка.

Педагогам можно помочь развить личностные и профессиональные качества тремя путями:

  1. С помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других;
  2. Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  3. Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.

Педагоги, работающие с одаренными детьми, больше спрашивают и меньше объясняют. Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги провоцируют детей выходить за пределы первоначальных ответов, гораздо чаще пытаются понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

 Важным условием развития одаренности и способностей у детей является профессионализм педагога. Роль педагога в обучении, воспитании, развитии очень велика. Чтобы воспитывать, обучать и развивать ребенка, педагог должен сам учиться и развиваться всю жизнь. Об этом писали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Заключение

Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий... кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив.

Категория: Мои статьи | Добавил: 10detsad (02.06.2018)
Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]