Понедельник, 25.05.2020, 15:23

МБДОУ "Детский сад №10" муниципального образования - городской округ город Касимов

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
               
Меню сайта
Категории раздела
Полезные сайты
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 98
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие познавательно-речевой активности детей через реализацию игровых проектов

Городское методическое объединение

«Развитие познавательно-речевой активности детей

через реализацию игровых проектов»

 

  1. Ведущая цель, выдвигаемая Федеральным образовательным государственным стандартом дошкольного образования - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

Основными задачами педагогов ДОУ является:

  • создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;
  • организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является сенситивным периодом для развития речи.
  • формирование личностных качеств и целевых ориентиров при реализации познавательного и речевого направлений развития.

Все направления развития по ФГОС непосредственно связаны с познавательным и речевым развитием, т.к. речь является основным видом взаимодействия людей в процессе общения, средством познания, инструментом мышления и движущей силой психического развития каждого человека.

Решению задач познавательного и речевого направления ФГОС дошкольного образования способствует построение соответствующим образом воспитательно-образовательного процесса.

В нашем МБДОУ "Д/С №10" воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов воспитанников, их индивидуальных возможностей и возрастных особенностей, социального заказа родителей, при этом обеспечивая единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе комплексно-тематического принципа планирования, учитывающего интеграцию образовательных областей, что дает возможность решать поставленные цели и задачи.

Реализуя принципы системности, последовательности, повторности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование по разделам «Познавательное и речевое развитие». В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, а также взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. Ведь ранний и младший дошкольный возраст- самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия.

Роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельности, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. Что бы ребенок получил полноценное, качественное развитие нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. В группах раннего возраста выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая детей к деятельности. Реализация проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Дети раннего возраста не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, (заказываемую) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Активными участниками проекта становятся родители. Совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а так же речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. А представления, сформированные у детей в таких образовательных проектах, становятся достоянием их личного опыта.

В своей работе с детьми раннего возраста мною используется проектный метод.

В группе были реализованы следующие проекты:

Слайд «Нам весело живется»

Слайд"Чистюли",

Цель:Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Слайд "Что нам осень подарила",

Цель: Расширение и обогащение знаний детей по лексическим темам: "Овощи", "Фрукты", "Осень".

Слайд"Мои первые стихи" 

С данным проектом мне бы хотелось вас познакомить (презентация)

Актуальность проекта: Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в  котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит  от того, что именно, как часто   и каким образом читают детям.  Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Стихи       для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека, о мире  начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.

Слайд Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческо-игровой.

Слайд Участники проекта:воспитатель, дети, родители.

Слайд

  • ЦЕЛЬ: Познакомить детей с поэзией   Агнии Барто цикл «Игрушки». Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать их вместе с воспитателем.

Слайд

Задачи:

  • Читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова, окончания слов.
  • Воспитывать  умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Слайд

Ожидаемые результаты:

Умение детей  читать небольшое по объему стихотворение наизусть.

Этапы проекта:

СлайдВспомогательный

Подбор материалов, книг, иллюстраций.

Изучение литературы:

Задачи воспитания и развития согласно программе (изучение, ознакомление)

«Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О.С.

«Приобщение детей  к художественной литературе» Гербова В.В.

«Развитие речи в первой младшей группе» Гербова В.В.

«Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет» Гербова В.В.

 Оформление книжного уголка по творчеству поэта.

Основной

Слайд

-Рассматривание рисунков в книгах, 

Неоднократное чтение, рассказывание и прослушивание с помощью  ИКТ стихотворений А. Барто из  цикла «Игрушки»

Слайд

-Беседа «Почему надо беречь игрушки».

- ООД «Напоим кукол чаем», «Травка для лошадки», «Морковка для зайки»

-   Инсценирование стихов А.Барто «Игрушки»

Слайд

-  Дидактические игры. («Угадай кто?», «Доскажи словечко», «Разрезные картинки»)

Слайд

- Подвижные игры «Лошадки», «Самолеты», «Зайка серенький»

-Строительные игры «Заборчик для козленка»

Заключительный

Слайд

  Развлечение «В гостях у игрушек»

Реализовывая проект, я использовала мнемотаблицы при  заучивании стихотворений.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.
2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Предлагаю вам рассказать стихотворение по мнемотаблице.
Таким образом, проектная деятельность в группах раннего возраста является одним из важных условий реализации ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника, т.е. способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни малыша, и зоны его ближайшего развития.

Презентация

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 10detsad (18.02.2019)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]